Надо думать, что идеи трансформизма были близки некоторым натуралистам XVIII века. Но эти идеи вступали в явное противоречие с религиозными положениями. Поэтому мало кто решался высказывать свои эволюционные взгляды открыто, а те, кто это делал, сопровождали их извиняющими оговорками. Вот, например, Бюффон, сказав о возможности общего происхождения человека и обезьяны или лошади и осла, тут же делает оговорку: «Из Откровения несомненно, что все животные в равной мере причастны благодати творения, что по паре особей каждого вида, и так всех видов, вышло вполне сформированными из рук творца. И надо верить, что они были тогда приблизительно такими же, какими они представлены сегодня в лице своих потомков». Большинство, однако, не задумываясь, спокойно приспосабливали свои религиозные верования для объяснения естественнонаучных данных. Эта жесткая внешняя церковная цензура над научной мыслью, дополняемая внутренними идеологическими ограничениями, ослабла в революционной Франции. Поэтому Ламарк мог полностью сосредоточиться на естественнонаучном объяснении явлений природы. В предыдущем разделе мы отметили, что эволюционные представления Ламарка об изменяемости мира живой природы имели серьезную поддержку во взглядах на развитие всей Земли, которые он изложил в «Гидрогеологии». Дополнительную поддержку этим своим представлениям Ламарк нашел в географических и палеонтологических данных.