Способы измерения «предмета времени» (к примеру, простым счетом) свидетельствует о его внематериальности. Это свойство времени вряд ли надо доказывать рациональному мышлению, ибо с точки зрения концепции априоризма первичные неопределяемые понятия являются самыми прочными, неотменяемыми и хорошо всем знакомыми. Не представила место для обоснованных сомнений в безматериальности времени также философия, наука и техника. Имелись, правда, (Козыревские) попытки придать самому времени, явлению природы, свойства субстанциональности, вместилища энергии. Эти примеры сугубо «физического» мышления с математической философией мы оставим в стороне, довольствуясь тем, что взгляды Н.А. Козырева «к сожалению» не находят своего развития. Фактор безматериальности времени не противоречит всем иным его свойствам. Измеряется же (без понимания того, что измеряется) изменяющаяся и непрерывная по определению температура, «передаваемая» от одного тела к другому. Точно так же измеряется напряженность различных полей, без понимания их физической сущности. Косвенно, к примеру - по продуктам радиоактивного распада, может измеряться и время. Но обычно под измерением времени мы понимаем прямую процедуру: непрерывное время измеряется единицами времени некого периодического процесса. Не следует доводить слова о «прямом измерении времени» до бессмыслицы, типа разрезания чего-либо вещественного на части и счета частей.
Идея относительности одновременности неумолимо перетекает в идею событийной неоднозначности, и представления о мироздании скатываются к неописуемому во всех деталях абсурду. Разумеется, без признания объективности внешнего мира данное доказательство является пустым звуком. И напротив, отрицание абсолютного смысла одновременности означает отказ от рационального видения мира. Познающее человечество вынуждено расколоться на два лагеря и тем, кто не признает объективной реальности, помочь уже ничем нельзя. Абсолютный характер времени может быть присущ только идеальному понятию. Математическому - по Ньютону. Представления о дискретной природе времени также не соответствуют рациональным представлениям о мире. В самом деле, какой бы смысл несли перерывы «безвременья» между дискретами «самого времени»? Если таких перерывов нет, то в чем смысл дискретности? Характер непрерывности времени подтверждается и всей практикой его измерения, ибо пока не возникли требования по отбору для измерителей периодических процессов, кратных дискрету «самого времени». Иначе спектр множества измерителей нельзя было назвать моиохроматичным, а измерения высокоточными. К последнему аргументу может быть преподнесено возражение о чрезвычайно малом дискрете самого времени, типа Планковского. Это возражение нельзя признать состоятельным, как и саму Планковскую единицу времени (10 с). Природа обязательно раскрыла бы нам процессы на уровне единицы, возможно нескольких единиц её дискретов времени, но «показывает» лишь процессы на двадцать порядковболее длинные, как бы гордясь своим умением отсчитывать до 10 элементарных интервалов времени, не умея при этом считать до 10.
Микроструктура параметров пространства и времени на таком уровне, на котором природа не сообщает ни одним из своих проявлений, является лишь полётом человеческой фантазии, которая не знает границ. Спектр электромагнитных колебаний обрывается на определенном уровне и высокочастотных колебаний «планковского уровня» мы не знаем. Может, узнаем? Эти надежды выходят за рамки диапазона возможных проявлений в природе, но об этом разговор впереди. Ещё один вопрос - о равномерности течения времени, сомнение в чём подчёркивает туманность представлений о времени, как таковом, и предполагает непроверяемость этого свойства. О неравномерности течения чего идет речь? Равномерность течения различных периодических процессов показана несчётным числом технических устройств типа синтезаторов частот и измерителей времени, в которых комбинации частотных процессов проверяются на их высочайшую монохроматичность. Высокоточными устройствами такого типа «напичкан» не один современный электронный комплекс. На высокоточном измерении времени строятся навигационные системы. В основе высокой точности интерферометров лежит монохроматичность используемого света, а значит и равномерность течения времени. Понятно, что понятие равномерности течения времени доказывается этими примерами в определённых пределах, совершенно недостаточных для выявления «вековых» изменений темпа времени.
Но за этими пределами вступают в силу астрономические и астрофизические наблюдения, на основании которых предпочтительнее выводы о необыкновенных объектах Вселенной, но не о неравномернаста течения времени. Если речь идет о неравномерности течения времени как понятия человеческого разума, то прими его равномерно текущим, и закрой вопрос. Пока не будет сформулирован вразумительный ответ на дополнительный вопрос, не следует ожидать вразумительных пояснений основного. Отрицание равномерности течения времени влечёт отрицание законов сохранения энергии или материи, но опять-таки для тех, для кого мир, в котором он живёт, реален. Возможно, что в природе не существует такого равномерного движения, которым время могло бы измеряться с совершенной точностью, но практически это ничего не меняет. На отпущенный разумному человечеству срок его пребывания на Земле, хорошо если лет так тысяч 10, достаточно эталонов существующей точности. Теперь обратимся к вопросу о скорости распространения времени. С принятием понятия абсолютного характера времени этот вопрос теряет смысл. Понятию, отражающему нагни представления о реальном мире можно приписать (если имеет смысл приписать) понятие мгновенной, и только мгновенной распространяемости, ибо логика распространения нематериального «ничего» с любой скоростью, пусть даже «со скоростью света», бессодержательна и не подлежит постановке под измерение.
Таким образом, представления о распространении с бесконечной скоростью связаны с безматериальным понятием, а безматериальное понятие можно представить себе распространяющимся только с бесконечной скоростью. Только мысль, а не что-либо материальное, может быть мгновенно переброшена в любую точку бесконечного пространства. Принцип мгновенности распространения времени по пространству обессмысливает понятие относительного хода времени, становит всё на свои места, а у СТО отнимает право на ее существование. Поскольку пространство в СТО пустое, в котором нет ни неподвижной, ни распространяющейся (в каком бы направлении?) среды, то логику СТО надо признать философски несостоятельной и только в рамках материалистических представлений о мире представленные аргументы образуют осмысленную и непротиворечивую совокупность. При этом не возникают вопросы о том, что распространяется в пространстве, или что происходит с самим пространством при распространении в нём времени, которые возникают в рамках СТО и в рамках которой нет и намёка ответа на них. Необходимо заметить, что СТО не делает утверждений о конечной или бесконечной скорости распространении времени по пространству, как не ставит она многих иных неудобных вопросов, ясность в которых губительна для теории. Эти вопросы должен ставить антирелятивизм, а их отсутствие в СТО можно объяснить рождением понятия относительности одновременности без самопроверочных вопросов. Теория «просто» утверждает наличие неизвестно как осуществляемой (точнее - известно, что никак не осуществляемой) связи пространственно - временных координат движущихся друг относительно друга произвольного числа наблюдателей.
При этом «молча» попирается объективность мироздания. Обсуждение свойств времени стало необходимым, поскольку ТО сочла возможным «развить» представления Ньютона. Изо всех свойств времени идея относительности одновременности может оказаться самой полезной для предотвращения будущих смелых гипотез. Сама возможность точного измерения времени в единицах периодических процессов подтверждает исчерпывающую точность определения времени как того, что равномерно длится. Наш мир не был бы «нашим миром», если бы чувство времени, т.е. способность отмерять длительность или измерять промежутки времени, не было заложено в самой материи. «Чувством времени» или «биологическими часами», т.е. возможностью оценки прошедшего времени, обладает не только человеческое сознание (или весь организм), этим чувством обладают животные, насекомые и растения! Чувство времени у организма не сводиться к ощущению срока своей жизни, что проявляется в его старении. Чувство суточного времени у растений, к примеру, замечено давними наблюдениями и подтверждено любопытными по своему содержанию экспериментами. Более того, прошедшее время в широчайшем диапазоне и гораздо точнее измеряется изменением состояния или состава объектов неживой природой, к примеру - ее радиоактивных элементов.
«Чувство времени» неживой природы простирается на интервалы от микросекунд (период полураспада полония) до более чем десятка млрд. лет (период полураспада тория). В таком диапазоне единиц времени измеряет свое существование та часть природы, которая представлена макротелами или частицами. Константа, называемая комптоновской длиной волны электрона, является параметром (размером) структурного элемента эфира, названного зерном. Этот вывод был сделан из анализа фундаментальных констант физики (и будет уточнён позже), большого набора фактов и достижений квантовой механики, иных дисциплин. Отправляясь от понятия «эфирного зерна» в соотношениях физических констант были обнаружены соотношения, которые привели к более глубокому пониманию того, что вкладывается в «чувство времени материи». Материя пользуется в своих превращениях не только интервалом, но и более крупными единицами времени, а также «умеет» отсчитывать в каждом случае их определенное количество. Но более важно то свойство зерна, которое определяет понятие «живых» свойств материи. Прикосновение к этому разделу знаний о природе является, как представляется, наиболее действенным лечебным средством от иррациональных представлений о природе. Всё это составит предмет более позднего разговора.
Идея относительности одновременности неумолимо перетекает в идею событийной неоднозначности, и представления о мироздании скатываются к неописуемому во всех деталях абсурду. Разумеется, без признания объективности внешнего мира данное доказательство является пустым звуком. И напротив, отрицание абсолютного смысла одновременности означает отказ от рационального видения мира. Познающее человечество вынуждено расколоться на два лагеря и тем, кто не признает объективной реальности, помочь уже ничем нельзя. Абсолютный характер времени может быть присущ только идеальному понятию. Математическому - по Ньютону. Представления о дискретной природе времени также не соответствуют рациональным представлениям о мире. В самом деле, какой бы смысл несли перерывы «безвременья» между дискретами «самого времени»? Если таких перерывов нет, то в чем смысл дискретности? Характер непрерывности времени подтверждается и всей практикой его измерения, ибо пока не возникли требования по отбору для измерителей периодических процессов, кратных дискрету «самого времени». Иначе спектр множества измерителей нельзя было назвать моиохроматичным, а измерения высокоточными. К последнему аргументу может быть преподнесено возражение о чрезвычайно малом дискрете самого времени, типа Планковского. Это возражение нельзя признать состоятельным, как и саму Планковскую единицу времени (10 с). Природа обязательно раскрыла бы нам процессы на уровне единицы, возможно нескольких единиц её дискретов времени, но «показывает» лишь процессы на двадцать порядковболее длинные, как бы гордясь своим умением отсчитывать до 10 элементарных интервалов времени, не умея при этом считать до 10.
Микроструктура параметров пространства и времени на таком уровне, на котором природа не сообщает ни одним из своих проявлений, является лишь полётом человеческой фантазии, которая не знает границ. Спектр электромагнитных колебаний обрывается на определенном уровне и высокочастотных колебаний «планковского уровня» мы не знаем. Может, узнаем? Эти надежды выходят за рамки диапазона возможных проявлений в природе, но об этом разговор впереди. Ещё один вопрос - о равномерности течения времени, сомнение в чём подчёркивает туманность представлений о времени, как таковом, и предполагает непроверяемость этого свойства. О неравномерности течения чего идет речь? Равномерность течения различных периодических процессов показана несчётным числом технических устройств типа синтезаторов частот и измерителей времени, в которых комбинации частотных процессов проверяются на их высочайшую монохроматичность. Высокоточными устройствами такого типа «напичкан» не один современный электронный комплекс. На высокоточном измерении времени строятся навигационные системы. В основе высокой точности интерферометров лежит монохроматичность используемого света, а значит и равномерность течения времени. Понятно, что понятие равномерности течения времени доказывается этими примерами в определённых пределах, совершенно недостаточных для выявления «вековых» изменений темпа времени.
Но за этими пределами вступают в силу астрономические и астрофизические наблюдения, на основании которых предпочтительнее выводы о необыкновенных объектах Вселенной, но не о неравномернаста течения времени. Если речь идет о неравномерности течения времени как понятия человеческого разума, то прими его равномерно текущим, и закрой вопрос. Пока не будет сформулирован вразумительный ответ на дополнительный вопрос, не следует ожидать вразумительных пояснений основного. Отрицание равномерности течения времени влечёт отрицание законов сохранения энергии или материи, но опять-таки для тех, для кого мир, в котором он живёт, реален. Возможно, что в природе не существует такого равномерного движения, которым время могло бы измеряться с совершенной точностью, но практически это ничего не меняет. На отпущенный разумному человечеству срок его пребывания на Земле, хорошо если лет так тысяч 10, достаточно эталонов существующей точности. Теперь обратимся к вопросу о скорости распространения времени. С принятием понятия абсолютного характера времени этот вопрос теряет смысл. Понятию, отражающему нагни представления о реальном мире можно приписать (если имеет смысл приписать) понятие мгновенной, и только мгновенной распространяемости, ибо логика распространения нематериального «ничего» с любой скоростью, пусть даже «со скоростью света», бессодержательна и не подлежит постановке под измерение.
Таким образом, представления о распространении с бесконечной скоростью связаны с безматериальным понятием, а безматериальное понятие можно представить себе распространяющимся только с бесконечной скоростью. Только мысль, а не что-либо материальное, может быть мгновенно переброшена в любую точку бесконечного пространства. Принцип мгновенности распространения времени по пространству обессмысливает понятие относительного хода времени, становит всё на свои места, а у СТО отнимает право на ее существование. Поскольку пространство в СТО пустое, в котором нет ни неподвижной, ни распространяющейся (в каком бы направлении?) среды, то логику СТО надо признать философски несостоятельной и только в рамках материалистических представлений о мире представленные аргументы образуют осмысленную и непротиворечивую совокупность. При этом не возникают вопросы о том, что распространяется в пространстве, или что происходит с самим пространством при распространении в нём времени, которые возникают в рамках СТО и в рамках которой нет и намёка ответа на них. Необходимо заметить, что СТО не делает утверждений о конечной или бесконечной скорости распространении времени по пространству, как не ставит она многих иных неудобных вопросов, ясность в которых губительна для теории. Эти вопросы должен ставить антирелятивизм, а их отсутствие в СТО можно объяснить рождением понятия относительности одновременности без самопроверочных вопросов. Теория «просто» утверждает наличие неизвестно как осуществляемой (точнее - известно, что никак не осуществляемой) связи пространственно - временных координат движущихся друг относительно друга произвольного числа наблюдателей.
При этом «молча» попирается объективность мироздания. Обсуждение свойств времени стало необходимым, поскольку ТО сочла возможным «развить» представления Ньютона. Изо всех свойств времени идея относительности одновременности может оказаться самой полезной для предотвращения будущих смелых гипотез. Сама возможность точного измерения времени в единицах периодических процессов подтверждает исчерпывающую точность определения времени как того, что равномерно длится. Наш мир не был бы «нашим миром», если бы чувство времени, т.е. способность отмерять длительность или измерять промежутки времени, не было заложено в самой материи. «Чувством времени» или «биологическими часами», т.е. возможностью оценки прошедшего времени, обладает не только человеческое сознание (или весь организм), этим чувством обладают животные, насекомые и растения! Чувство времени у организма не сводиться к ощущению срока своей жизни, что проявляется в его старении. Чувство суточного времени у растений, к примеру, замечено давними наблюдениями и подтверждено любопытными по своему содержанию экспериментами. Более того, прошедшее время в широчайшем диапазоне и гораздо точнее измеряется изменением состояния или состава объектов неживой природой, к примеру - ее радиоактивных элементов.
«Чувство времени» неживой природы простирается на интервалы от микросекунд (период полураспада полония) до более чем десятка млрд. лет (период полураспада тория). В таком диапазоне единиц времени измеряет свое существование та часть природы, которая представлена макротелами или частицами. Константа, называемая комптоновской длиной волны электрона, является параметром (размером) структурного элемента эфира, названного зерном. Этот вывод был сделан из анализа фундаментальных констант физики (и будет уточнён позже), большого набора фактов и достижений квантовой механики, иных дисциплин. Отправляясь от понятия «эфирного зерна» в соотношениях физических констант были обнаружены соотношения, которые привели к более глубокому пониманию того, что вкладывается в «чувство времени материи». Материя пользуется в своих превращениях не только интервалом, но и более крупными единицами времени, а также «умеет» отсчитывать в каждом случае их определенное количество. Но более важно то свойство зерна, которое определяет понятие «живых» свойств материи. Прикосновение к этому разделу знаний о природе является, как представляется, наиболее действенным лечебным средством от иррациональных представлений о природе. Всё это составит предмет более позднего разговора.