Из всего многообразия драгоценных камней аквамарин, пожалуй, самый изысканный и элегантный. Камешек нежно-голубого или василькового цвета, огранённый под бриллиант, сверкает и лучится, сообщая вам радостное настроение. Вы смотритесь в зеркало — и не узнаёте себя. И название у аквамарина изящное. Боэций де Боот — придворный врач чешского короля и знаток самоцветов, живший в XVII веке, назвал его так за удивительное сходство с морской водой: «аква» — вода и «маре» — море (в буквальном переводе «цвета морской волны»). Те, кому приходилось летом отдыхать на берегу Чёрного моря в Крыму, не раз любовались в тихую погоду удивительно прозрачной и чистой морской водой. Сквозь её зеленовато-синюю толщу дно просматривается на глубину нескольких метров. Таков и аквамарин. У него могут быть все оттенки голубого или синего цвета. Самые красивые и известные аквамарины в России — с Шерловой горы в Забайкалье. Очень хороши слегка зеленоватые уральские, а от бразильских аквамаринов с месторождения Минос-Жерайс просто невозможно отвести глаз, настолько зачаровывает их глубокий и чистый синий цвет. С давних пор аквамарин считался у народов Европы талисманом мореплавателей. Глубокой осенью 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Ленинграду, в один из наших тральщиков в Финском заливе попала бомба. Взрывом снесло рубку, но никто из команды не был убит. Как вспоминал командир тральщика капитан 1-го ранга Н. С. Дебелов, они спаслись потому, что при нём всегда находился небольшой кристалл аквамарина, подаренный ему близкой женщиной как талисман. Все годы войны Дебелов сражался на кораблях Балтийского флота, много раз находился на краю гибели, но всё обходилось. Астрологи уверяют: нет лучшего помощника и целителя душевных и телесных ран для людей бескорыстных, честных и талантливых, чем аквамарин.
Пример из творческой биографии Ф, И. Шаляпина—лучшее тому доказательство. Ни до, ни после него не родилось певца, чей голос мог бы превзойти его по силе, мощи и красоте звучания. Как и многие знаменитости, он был капризен, часто непредсказуем в поступках, бывал и фуб под настроение. Кроме того, гениальный певец был суеверен, если можно назвать суеверием веру в свой талисман — массивный перстень с двумя камнями — бриллиантом и аквамарином. Оправа перстня была выполнена из золота в виде старца, стоящего на коленях перед крестом. В узком кругу Фёдор Иванович любил похвастать, будто этот перстень принадлежал Петру I и был освящён Патриархом Всея Руси. Шаляпин дорожил своим талисманом, верил в волшебную силу камня, способность помогать ему на сцене и в жизни. Однажды, гастролируя на Кавкахких Минеральных Водах в Кисловодске, Шаляпин почувствовал, что голос «сел». Хорошо ещё, что случилось это перед концертом, на репетиции. Оставалось одно — концерт отменить, а самому лечиться. Кто-то из друзей посоветовал певцу обратиться к местному знахарю-армянину. Приглашённый знахарь выслушал жалобы певца, осмотрел его горло, поинтересовался и перстнем, красовавшимся на одном из пальцев Шаляпина. «Да вот и друг мой бесценный на этот раз подвёл меня», — с грустью сказал артист, указав глазами на перстень. «Что ты, что ты! — ужаснулся кавказец. — Никогда не говори так. Он тебе помогал и теперь поможет. Концерт не отменяй. Я тебя вылечу. Пятьсот рублей дашь?» «Дам тысячу»,— обрадовался Шаляпин. Концертный гонорар великого певца в тот раз составил 2500 рублей, и он посчитал уместным заплатить большие деньги лекарю, чтобы не срывать концерт, на который публика съезжалась из окрестных городов. «А как будешь лечить?» — поинтересовался певец. «Там увидишь», — загадочно ответил армянин и попросил Шаляпина закладывать конный экипаж для поездки в ближайшие окрестности Кисловодска. Фёдор Иванович предполагал, что армянин свезёт его на какую-нибудь пасеку, где даст ему что-нибудь вроде настоя из горных трав и мёда. Но всё оказалось иначе. Армянин приказал кучеру везти их к Замку Коварства и Любви всего в шести вёрстах от города-курорта. По пути он купил в одном из винных магазинов коньяк местного производства. Поколесив по живописному ущелью, они прибыли к замку, где, по преданию, красавица-горянка, вместо того чтобы броситься в пропасть со своим возлюбленным-пастухом, послушно вышла замуж за богача, которого сосватал ей отец. Неподалёку от замка высоко в стенке известнякового каньона располагалась пещера (по легенде, именно оттуда бросился вниз и разбился насмерть обманутый жених). Вот туда-то и направили свои стопы Шаляпин и знахарь. С трудом поднявшись по крутой тропке в пещеру, перевели дыхание, после чего армянин приступил к священнодействию. Взяв стакан, знахарь попросил Шаляпина дать ему на время перстень. «В эти мгновения, — вспоминал позже певец, — мою душу охватило предчувствие чего-то необыкновенного и радостного. Я вдруг осознал, что в дальнейшем всё будет замечательно. Я верил лекарю, надеялся на свой перстень и Бога». Положив перстень на дно стакана, армянин налил туда коньяк и что-то недолго шептал над ним — не то молитву, не то заклинание. Закончив шептать, он трижды приложил стакан к стенкам пещеры, после чего подал его Шаляпину. «Выпей до дна, здоров будешь», — пообещал он. Шаляпин осторожно, маленькими глотками, чтобы, не дай Бог, не повредить случайно перстень, выпил напиток и вскоре почувствовал облегчение в горле. «Теперь спой что-нибудь», — попросил знахарь. Певец набрал в лёгкие воздух и запел сначала тихо, а потом всё сильнее «Дубинушку». Звуки лились по ущелью так мощно и грозно, словно громовая туча раскатывалась над ними. Горло у певца совсем не саднило. Петь хотелось больше и больше. «Теперь всегда так делай. Как засвербит, налей немного коньяка, опусти перстень и выпей. Хорошо споёшь». На том памятном концерте 6 июля 1916 года Шаляпин пел как никогда. Публика плакала, смеялась, аплодировала. Обрадованный артист попросил своего импресарио сделать афишу, в которой он обещал дать бесплатный концерт для всех поклонников его таланта. Место выступления Шаляпин назначил сам — ущелье реки Аликоновки, Замок Коварства и Любви. В означенный день туда съехалось так много слушателей, что, как говорится, яблоку негде было упасть. Фёдор Иванович пел, стоя на краю пещеры, украшенной персидскими коврами, и его могучий бас был хорошо слышен за версту. Концерт в ущелье не был прихотью певца, хотя мистическая вера в эту пещеру всё же жила в его душе. Исполнять романсы и арии из опер ему помогала прекрасная акустика гор (Шаляпин это сразу уловил, когда приехал туда с армянином). Ну и, конечно, каньон мог собрать в десятки раз больше слушателей, чем самый большой концертный зал. С той поры Шаляпин время от времени применял совет кисловодского лекаря. И хотя петь ему приходилось не в пещере, а на подмостках знаменитых театров Неаполя, Рима, Нью-Йорка, Москвы, Шаляпин уразумел: его перстень надолго вобрал в себя воистину волшебные флюиды гор. Бывало, в заграничном турне внезапно «сядет» голос у артиста, импресарио в панике, а Шаляпин ничего. «Ты, друг, — обращался он к слуге, — принеси хорошего коньяка, и всё ладно будет». Бывало, правда, редко, он и на сцену выходил со стаканом и коньяком, заряжённым его камнями, а пел замечательно. Шаляпин и другим певцам помогал своим перстнем в щекотливый момент, а знаменитой оперной певице болгарке Илке Поповой он не только восстановил таким образом голосовые связки, но и подарил ей свой талисман, зная, что у певицы гораздо чаще, чем у него, шалит голос. Примеров благотворного воздействия энергетики самоцветов на человека очень много. Знатоками этого дела были герцоги Виндзорские, Глен Миллер и другие знаменитости. При дворах коронованных особ аквамарин был желанным. В сокровищнице Московского Кремля хранится скипетр польского короля Станислава. Он целиком вырезан из кристалла аквамарина тридцатисантиметровой длины. Прелестные аквамарины можно увидеть в короне английской королевы и тиаре Папы Юлия II. Изредка природа одаривает искателей столь крупными кристаллами, что в их существование просто не верится. В 1910 году на руднике «Мара-байя» в Бразилии нашли кристалл аквамарина, похожий на бочонок. Его вес составил 110,5 кг при длине 48,5 см и поперечнике 42 см. Роскошная коллекция аквамаринов хранится в музее Санкт-Петербургского горного института. Из работ современных мастеров упомянем ожерелье из роскошного голубого аквамарина и жемчугов, выполненное Паломой Пикассо. С аквамарином нужно обращаться бережно. Он хрупок, хотя и достаточно твёрд. Камень не любит длительного пребывания на солнечном свете, поскольку немного теряет в интенсивности окраски.
Пример из творческой биографии Ф, И. Шаляпина—лучшее тому доказательство. Ни до, ни после него не родилось певца, чей голос мог бы превзойти его по силе, мощи и красоте звучания. Как и многие знаменитости, он был капризен, часто непредсказуем в поступках, бывал и фуб под настроение. Кроме того, гениальный певец был суеверен, если можно назвать суеверием веру в свой талисман — массивный перстень с двумя камнями — бриллиантом и аквамарином. Оправа перстня была выполнена из золота в виде старца, стоящего на коленях перед крестом. В узком кругу Фёдор Иванович любил похвастать, будто этот перстень принадлежал Петру I и был освящён Патриархом Всея Руси. Шаляпин дорожил своим талисманом, верил в волшебную силу камня, способность помогать ему на сцене и в жизни. Однажды, гастролируя на Кавкахких Минеральных Водах в Кисловодске, Шаляпин почувствовал, что голос «сел». Хорошо ещё, что случилось это перед концертом, на репетиции. Оставалось одно — концерт отменить, а самому лечиться. Кто-то из друзей посоветовал певцу обратиться к местному знахарю-армянину. Приглашённый знахарь выслушал жалобы певца, осмотрел его горло, поинтересовался и перстнем, красовавшимся на одном из пальцев Шаляпина. «Да вот и друг мой бесценный на этот раз подвёл меня», — с грустью сказал артист, указав глазами на перстень. «Что ты, что ты! — ужаснулся кавказец. — Никогда не говори так. Он тебе помогал и теперь поможет. Концерт не отменяй. Я тебя вылечу. Пятьсот рублей дашь?» «Дам тысячу»,— обрадовался Шаляпин. Концертный гонорар великого певца в тот раз составил 2500 рублей, и он посчитал уместным заплатить большие деньги лекарю, чтобы не срывать концерт, на который публика съезжалась из окрестных городов. «А как будешь лечить?» — поинтересовался певец. «Там увидишь», — загадочно ответил армянин и попросил Шаляпина закладывать конный экипаж для поездки в ближайшие окрестности Кисловодска. Фёдор Иванович предполагал, что армянин свезёт его на какую-нибудь пасеку, где даст ему что-нибудь вроде настоя из горных трав и мёда. Но всё оказалось иначе. Армянин приказал кучеру везти их к Замку Коварства и Любви всего в шести вёрстах от города-курорта. По пути он купил в одном из винных магазинов коньяк местного производства. Поколесив по живописному ущелью, они прибыли к замку, где, по преданию, красавица-горянка, вместо того чтобы броситься в пропасть со своим возлюбленным-пастухом, послушно вышла замуж за богача, которого сосватал ей отец. Неподалёку от замка высоко в стенке известнякового каньона располагалась пещера (по легенде, именно оттуда бросился вниз и разбился насмерть обманутый жених). Вот туда-то и направили свои стопы Шаляпин и знахарь. С трудом поднявшись по крутой тропке в пещеру, перевели дыхание, после чего армянин приступил к священнодействию. Взяв стакан, знахарь попросил Шаляпина дать ему на время перстень. «В эти мгновения, — вспоминал позже певец, — мою душу охватило предчувствие чего-то необыкновенного и радостного. Я вдруг осознал, что в дальнейшем всё будет замечательно. Я верил лекарю, надеялся на свой перстень и Бога». Положив перстень на дно стакана, армянин налил туда коньяк и что-то недолго шептал над ним — не то молитву, не то заклинание. Закончив шептать, он трижды приложил стакан к стенкам пещеры, после чего подал его Шаляпину. «Выпей до дна, здоров будешь», — пообещал он. Шаляпин осторожно, маленькими глотками, чтобы, не дай Бог, не повредить случайно перстень, выпил напиток и вскоре почувствовал облегчение в горле. «Теперь спой что-нибудь», — попросил знахарь. Певец набрал в лёгкие воздух и запел сначала тихо, а потом всё сильнее «Дубинушку». Звуки лились по ущелью так мощно и грозно, словно громовая туча раскатывалась над ними. Горло у певца совсем не саднило. Петь хотелось больше и больше. «Теперь всегда так делай. Как засвербит, налей немного коньяка, опусти перстень и выпей. Хорошо споёшь». На том памятном концерте 6 июля 1916 года Шаляпин пел как никогда. Публика плакала, смеялась, аплодировала. Обрадованный артист попросил своего импресарио сделать афишу, в которой он обещал дать бесплатный концерт для всех поклонников его таланта. Место выступления Шаляпин назначил сам — ущелье реки Аликоновки, Замок Коварства и Любви. В означенный день туда съехалось так много слушателей, что, как говорится, яблоку негде было упасть. Фёдор Иванович пел, стоя на краю пещеры, украшенной персидскими коврами, и его могучий бас был хорошо слышен за версту. Концерт в ущелье не был прихотью певца, хотя мистическая вера в эту пещеру всё же жила в его душе. Исполнять романсы и арии из опер ему помогала прекрасная акустика гор (Шаляпин это сразу уловил, когда приехал туда с армянином). Ну и, конечно, каньон мог собрать в десятки раз больше слушателей, чем самый большой концертный зал. С той поры Шаляпин время от времени применял совет кисловодского лекаря. И хотя петь ему приходилось не в пещере, а на подмостках знаменитых театров Неаполя, Рима, Нью-Йорка, Москвы, Шаляпин уразумел: его перстень надолго вобрал в себя воистину волшебные флюиды гор. Бывало, в заграничном турне внезапно «сядет» голос у артиста, импресарио в панике, а Шаляпин ничего. «Ты, друг, — обращался он к слуге, — принеси хорошего коньяка, и всё ладно будет». Бывало, правда, редко, он и на сцену выходил со стаканом и коньяком, заряжённым его камнями, а пел замечательно. Шаляпин и другим певцам помогал своим перстнем в щекотливый момент, а знаменитой оперной певице болгарке Илке Поповой он не только восстановил таким образом голосовые связки, но и подарил ей свой талисман, зная, что у певицы гораздо чаще, чем у него, шалит голос. Примеров благотворного воздействия энергетики самоцветов на человека очень много. Знатоками этого дела были герцоги Виндзорские, Глен Миллер и другие знаменитости. При дворах коронованных особ аквамарин был желанным. В сокровищнице Московского Кремля хранится скипетр польского короля Станислава. Он целиком вырезан из кристалла аквамарина тридцатисантиметровой длины. Прелестные аквамарины можно увидеть в короне английской королевы и тиаре Папы Юлия II. Изредка природа одаривает искателей столь крупными кристаллами, что в их существование просто не верится. В 1910 году на руднике «Мара-байя» в Бразилии нашли кристалл аквамарина, похожий на бочонок. Его вес составил 110,5 кг при длине 48,5 см и поперечнике 42 см. Роскошная коллекция аквамаринов хранится в музее Санкт-Петербургского горного института. Из работ современных мастеров упомянем ожерелье из роскошного голубого аквамарина и жемчугов, выполненное Паломой Пикассо. С аквамарином нужно обращаться бережно. Он хрупок, хотя и достаточно твёрд. Камень не любит длительного пребывания на солнечном свете, поскольку немного теряет в интенсивности окраски.