» Материалы за 01.02.2010

Почва — это тело природы, имеющее определенную протяженность в трех измерениях. Как всякое природное тело, почва имеет свой объем и свои границы. О нижней границе почвы было сказано на предыдущих страницах. Верхняя граница почвы — это поверхность раздела между почвой и атмосферой, т. е. поверхность земли, либо между почвой и гидросферой для подводных почв (плавневые, мангровые, затопленные рисовые почвы и т. п.). Что же касается боковых границ почвенного тела, то вопрос этот решается непросто и требует специального исследования. Дело в том, что в природе почвы переходят одна в другую обычно постепенно, без резко выраженных границ раздела. Граница между двумя разными почвами становится диффузной и трудно определяется в натуре. Однако это не значит, что границы нет. Диффузная граница — это тоже граница. Важно определить достаточно четко, что принимать за почвенную границу и соответственно использовать это определение. К определению боковых границ почвы можно подойти двумя путями: во-первых, можно было бы дать определения самим границам и разработать метод их натурного выделения; во-вторых, можно дать определение почвенного тела как индивидуума, и тогда границы будут определены как поверхности раздела между почвенными индивидуумами. Опыт показывает, что второй путь значительно надежнее, хотя и непрост.
Заключая морфологический анализ почвы, необходимо дать ее полевую генетическую оценку на основе полученных фактов и их научной интерпретации непосредственно у разреза. Такая оценка дается, прежде всего, правильно выбранным названием почвы на самом низком таксономическом уровне, т. е. относящимся к данному почвенному индивидууму. Полевое название почвы может быть впоследствии уточнено или даже существенно изменено после получения результатов лабораторных анализов. Целесообразно дополнить оценку почвы соображениями об ее биологической продуктивности, мелиоративных особенностях, характере возможного использования на основании полевых наблюдений и проведенного морфологического анализа, что опять-таки может быть уточнено впоследствии. В заключение необходимо подчеркнуть, что, поскольку в почвенно-генетических исследованиях нас больше, всего интересует не морфология каждого отдельно взятого горизонта, хотя это может представлять вполне определенный самостоятельный интерес, а изменение тех или иных морфологических признаков по профилю почвы от поверхности до почвообразующей или подстилающей породы, морфологический анализ целесообразно завершить составлением ряда таблиц, показывающих изменение тех или иных морфологических признаков по глубине (по горизонтам) почвенного профиля. Такие таблицы строятся для каждого исследованного разреза отдельно; затем их можно сопоставить разными способами и для серии разрезов в зависимости от задач исследования.
Современные соотношения между флорами в гораздо большей степени отражают ход истории развития растительного мира, чем соотношения между растительностью различных частей земной поверхности, более непосредственно зависимые от современной обстановки. Поэтому некоторые подходы к районированию, имеющие первенствующее значение при проведении геоботанического районирования, не могут быть приняты за основу флористического районирования. В частности, расчленение растительного покрова Земли на широтные растительные зоны, без учета которого не может быть проведено никакое геоботаническое районирование, хотя и налагает свой отпечаток на развитие флор, но не имеет при проведении флористического районирования столь узлового значения. Разделение же растительных зон на подзоны, служащее одной из основ геоботанического районирования, проводимого с учетом деталей, выглядит с флористической точки зрения моментом второстепенным. Зональные рубежи вследствие взаимосвязанности развития флор и растительности имеют определенное значение и для флористического районирования, но многие флористические границы определяются все-таки не ими. И нередко межзональные флористические связи оказываются более тесными, чем связи между флорами отдаленных друг от друга частей одной зоны. Все сказанное говорит против заманчивой с первого взгляда тенденции объединить геоботаническое и флористическое районирование земной поверхности в единое ботанико-географическое районирование, учитывающее в равной степени как особенности растительности, так и состав и генезис флор земного шара.
В современном почвоведении большим распространением пользуется более полное определение почвы, данное В. В. Докучаевым в работе «Разбор главнейших почвенных классификаций» и вошедшее во многие учебники почвоведения. Докучаевское определение почвы послужило основой для развития генетического почвоведения в России на рубеже XX столетия и было зафиксировано в качестве основного в первом учебнике нового почвоведения, созданном учеником и последователем В. В. Докучаева Н. М. Сибирцевым, где он пишет, что естественными почвами следует называть такие материковые поверхностные образования или такие наружные горизонты горных пород, в которых общие эктодинамические явления сочетаются с воздействием внедряющихся организмов или с явлениями, проистекающими от элементов биосферы. Будучи весьма прогрессивным по своей сути и являясь отправным пунктом для развития современного генетического почвоведения, докучаевское определение почвы все же не было достаточно полным и не давало исчерпывающего представления о почве как о самостоятельном природном теле, т. е. не было достаточным определением для разграничивания почв от других природных образований В частности, это определение не дает четкого различия между почвой и корой выветривания. Смешение этих двух понятий привело к тому, что часть почвоведов была склонна считать почвоведение одним из разделов геологии, а почву отождествляла с корой выветривания.
Почвообразовательный процесс на земной поверхности протекает под влиянием исключительно большого разнообразия сочетаний факторов почвообразования, что приводит к разнообразию типов почвообразования и соответствующих им типов, подтипов, родов и видов почв. В то же время в различных почвах повторяются одни и те же процессы, существенно однокачественные, но различающиеся в деталях своего проявления. Например, гумусонакопление — это единый процесс во всех почвах, но, с одной стороны, этот процесс может быть количественно разным — накопление 500 и 50 т гумуса на 1 га, с другой — качественно различным — накопление гуматного или фульватного гумуса. Другим примером может быть процесс оглеения, в различной степени повторяющийся в самых разнообразных почвах, имеющих избыточное увлажнение в той или иной части профиля. В разных типах почв может проявляться процесс лессивирования или выщелачивания. Такие общие для разных типов почвообразования процессы получили название элементарных почвообразовательных процессов. Название это, конечно, не вполне удачное, поскольку эти процессы довольно сложные по своей природе, а отнюдь не элементарные, но как условное название оно может быть принято. Элементарные почвообразовательные процессы были выделены и обоснованы С. А. Захаровым, С. С. Неуструевым, Б. Б. Полыновым практически одновременно в 1930 г. на основе докучаевского учения о типах почвообразования.
Охарактеризованные выше элементарные процессы почвообразования, как уже отмечалось, вероятно, не исчерпывают всего их разнообразия в почвенном покрове нашей планеты. Это лишь наиболее широко распространенные и наиболее изученные. Кроме того, существует большая группа процессов, которые могли бы быть отнесены к элементарным, поскольку проявляются в разных типах почвообразования, но являются сами по себе довольно сложными, комплексными, и потому выделение их в качестве элементарных представляется пока сомнительным. Такими процессами, например, являются остепнение, опустынивание, отакыривание, буроземообразование, грунтовое заболачивание, поверхностное заболачивание, ирригационное заболачивание, заболачивание на вырубках, панциреобразование на вырубках, обводнение, осушение и т. д. Отнесение перечисленных процессов к разряду элементарных слишком спорно. Морфологическая диагностика тех или иных элементарных процессов, выявляемых при анализе почвенного профиля, в значительной степени позволяет уточнить представления о генезисе той или иной почвы. Она обязательно должна предшествовать общему генетическому анализу почвы.
Новообразования легкорастворимых солей характеризуют солевые горизонты солончаков и засоленных почв; в экстремальном случае соленакопления формируются солевые коры Морфологически они весьма разнообразны прежде всего в зависимости от степени соленакопления. Наиболее характерны новообразования этого состава для полузасушливых и засушливых областей земного шара, особенно для пустынь. Наиболее обычной формой новообразований солей в почвах служат белые прожилки, белые крапинки, белесоватые налеты и выцветы, связанные с выпадением в осадок хлоридов и сульфатов натрия из испаряющихся растворов; более редко они образуют псевдомицелий. Часто наблюдаются мелкокристаллические корочки и бородки на поверхности включений камней и гальки, что широко распространено в древнеаллювиальных почвах речных террас. В пустынных почвах довольно широко распространены солевые мелкокристаллические трубочки, образованные вокруг корней. При значительной степени засоления образуются солевые прослои, поверхностные корки и наконец солевые коры разной мощности. В корковых солончаках поверхностная белая солевая корка почти сплошь покрывает поверхность почвы, она мелкокристаллическая и разбита сетью мелких пересекающихся во всех направлениях трещин. Лежащий под коркой горизонт сплошь пропитан солями, выделяющимися в виде прожилок или крапинок белого цвета.
С. А. Захаров различал новообразования химического и биологического происхождения, разделив первые по морфологическому признаку и составу на ряд характеристических групп. Эта система не потеряла своего значения и до сего времени, будучи очень четкой и относительно полной. Она не включает лишь некоторые микроновообразования, исследованные в последние годы, и нуждается в малых дополнениях по существу. Брюэр наряду с классификацией новообразований по способу образования предложил систематизировать их по форме и составу, основываясь как на макро-, так и микроморфологических исследованиях. Им выделяются следующие виды почвенных новообразований (педологических явлений). Что касается генетической классификации новообразований, то в настоящее время возможно наметить лишь главные группы новообразований разного происхождения, но определить четко принадлежность того или иного вида новообразований к той или иной группе не всегда представляется возможным из-за недостаточности наших знаний и соответствующей невозможности однозначной интерпретации. Например, известно, что карбонатные конкреции характерны для черноземов, но одни исследователи считают их признаком карбонатно-иллювиального процесса, а другие — признаком палеогидрогенной аккумуляции. Лишь в ряде случаев можно определенно установить генетическую характеристику новообразований почв, в других случаях — это дело будущего. В соответствии с происхождением можно выделить следующие группы почвенных новообразований.
В естественной ненарушенной почве окраска служит важным морфологическим признаком, характеризующим многие ее свойства. В отношении окраски может характеризоваться как профиль почвы в целом, так и отдельные его горизонты. Важное диагностическое значение имеет изменение окраски почвы по профилю, которое может быть и очень постепенным, как в черноземах или красноземах, так и весьма резким, как в дерново-подзолистых почвах или солодях. Окраска почвы служит первым морфологическим признаком, по которому выделяются генетические горизонты в профиле, поскольку она непосредственно связана с составом и сложением почвы, и все изменения окраски являются отражением изменений внутренних свойств почвенного материала. Согласно Д. С. Орлову, окраска почвы проявляется вследствие избирательного поглощения и диффузного отражения лучистой энергии солнца в области спектра, доступной для восприятия зрительным аппаратом. Эта область невелика и лежит в интервале от 380 до 760 нм. Отраженная от почвы радиация видимого диапазона с иным соотношением составных частей «белого» цвета обусловливает ее важнейший морфологический признак — цвет. При рассмотрении окраски индивидуального горизонта почвенного профиля можно установить несколько типов ее распределения.
Любая почва всегда является пористым телом, но общая порозность, характер, размеры и конфигурация пор в разных почвах различны и связаны с общей морфологией почв и генезисом почв и почвообразующих пород. Почвенная порозность является результатом нескольких явлений, связанных с физикой почвенного тела: упаковки и переупаковки частиц, микро- и макроагрегатов; растрескивания почвенной массы в результате противоположно действующих процессов (увлажнение — высыхание, охлаждение — нагревание и отсюда набухание — сжатие); заполнения свободного пространства подвижным почвенным материалом; жизнедеятельности живой фазы почвы (корневые системы растений, почвенная фауна, микроорганизмы); выщелачивания растворимых веществ; газовыделения. Все эти причины действуют обычно в комплексе и одновременно, но одни проявляются более интенсивно, другие менее в зависимости от типа и стадии почвообразования и характера почвообразующей породы. Характер почвенной порозности в сильной степени зависит от ее структурного состояния. В оструктуренных почвах порозность всегда выше, чем в бесструктурных, особенно в массивных, слитых. Естественно, зависит она и от типа структуры: одно дело — рыхло упакованные зернистые или комковатые агрегаты, а другое — плотно прилегающие друг к другу призмо-видные. Зависит почвенная порозность в сильней степени от гранулометрического состава почвы, ее гумусированности, биогенности, водного режима.
1 2
Предыдущая     Следующая




Новое на сайте


Леса юга Сибири и современное изменение климата


По данным информационной системы «Биам» построена ординация зональных категорий растительного покрова юга Сибири на осях теплообеспеченности и континентальности. Оценено изменение климата, произошедшее с конца 1960-х по 2007 г. Показано, что оно может вести к трансформации состава потенциальной лесной растительности в ряде регионов. Обсуждаются прогнозируемые и наблюдаемые варианты долговременных сукцессии в разных секторно-зональных классах подтайги и лесостепи.


Каждая популяция существует в определенном месте, где сочетаются те или иные абиотические и биотические факторы. Если она известна, то существует вероятность найти в данном биотопе именно такую популяцию. Но каждая популяция может быть охарактеризована еще и ее экологической нишей. Экологическая ниша характеризует степень биологической специализации данного вида. Термин "экологическая ниша" был впервые употреблен американцем Д. Гриндель в 1917 г.


Экосистемы являются основными структурными единицами, составляющих биосферу. Поэтому понятие о экосистемы чрезвычайно важно для анализа всего многообразия экологических явлений. Изучение экосистем позволило ответить на вопрос о единстве и целостности живого на нашей планете. Выявления энергетических взаимосвязей, которые происходят в экосистеме, позволяющие оценить ее производительность в целом и отдельных компонентов, что особенно актуально при конструировании искусственных систем.


В 1884 г. французский химик А. Ле Шателье сформулировал принцип (впоследствии он получил имя ученого), согласно которому любые внешние воздействия, выводящие систему из состояния равновесия, вызывают в этой системе процессы, пытаются ослабить внешнее воздействие и вернуть систему в исходное равновесное состояние. Сначала считалось, что принцип Ле Шателье можно применять к простым физических и химических систем. Дальнейшие исследования показали возможность применения принципа Ле Шателье и в таких крупных систем, как популяции, экосистемы, а также к биосфере.


Тундры


Экосистемы тундр размещаются главным образом в Северном полушарии, на Евро-Азиатском и Северо-Американском континентах в районах, граничащих с Северным Ледовитым океаном. Общая площадь, занимаемая экосистемы тундр и лесотундры в мире, равно 7 млн ​​км2 (4,7% площади суши). Средняя суточная температура выше 0 ° С наблюдается в течение 55-118 суток в год. Вегетационный период начинается в июне и заканчивается в сентябре.


Тайгой называют булавочные леса, широкой полосой простираются на Евро-Азиатском и Северо-Американской континентах югу от лесотундры. Экосистемы тайги занимают 13400000 км2, что составляет 10% поверхности суши или 1 / 3 всей лесопокрытой территории Земного шара.
Для экосистем тайги характерна холодная зима, хотя лето достаточно теплое и продолжительное. Сумма активных температур в тайге составляет 1200-2200. Зимние морозы достигают до -30 ° -40 °С.


Экосистемы этого вида распространены на юге от зоны тайги. Они охватывают почти всю Европу, простираются более или менее широкой полосой в Евразии, хорошо выраженные в Китае. Есть леса такого типа и в Америке. Климатические условия в зоне лиственных лесов более мягкие, чем в зоне тайги. Зимний период длится не более 4-6 месяцев, лето теплое. В год выпадает 700-1500 мм осадков. Почвы подзолистые. Листовой опад достигает 2-10 тонн / га в год. Он активно вовлекается в гумификации и минерализации.


Тропические дождевые леса - джунгли - формируются в условиях достаточно влажного и жаркого климата. Сезонность здесь не выражена и времени года распознаются по дождливым и относительно сухим периодами. Среднемесячная температура круглогодично держится на уровне 24 ° - 26 ° С и не опускается ниже плюс восемнадцатого С. Осадков выпадает в пределах 1800-2000 мм в год. Относительная влажность воздуха обычно превышает 90%. Тропические дождевые леса занимают площадь, равную 10 млн. кв. км.